Наверное, в каждой религии есть группа фанатичных верующих, а также есть люди более трезво смотрящие на учения, на руководство своей религии, а также не желающие впадать в крайности. Но, нужно сказать, в одних религиях фанатиков больше, в других – намного меньше. И если этот фанатизм мешает близким или родственникам, то им имеет иногда смысл разработать тактику, как они могли бы помочь такому верующему посмотреть на предмет своей веры с других точек зрения и умерить свой фанатизм, а то и вовсе изменить взгляды и мировоззрение.
Среди Свидетелей Иеговы тоже есть совершенно разные люди и по-разному смотрящие как на свою веру, как на учения организации (и при этом не афиширующие свои неофициальные взгляды), так и на то, почему они являются Свидетелями Иеговы. Отчасти я уже писал это в двух темах: 1.«Зачем люди становятся Свидетелями Иеговы? Слово о потребностях». 2. «Почему люди перестают быть Свидетелями Иеговы?»
Но, даже если кто-то поймёт, почему именно человек стал Свидетелем Иеговы, то это понимание может совершенно никак не помочь в преодолении крайних точек зрения у фанатичного Свидетеля.
Так как же можно было бы помочь таким людям? И вообще возможно ли это?
Следует в первую очередь учесть, что бороться против фанатизма или устойчивых взглядов разными запретами или давлением – бесполезно в большинстве случаев. К тому же стоит учесть своеобразное мышление многих верующих, в частности и Свидетелей Иеговы – они обучены, что на их веру нападает сам «сатана», даже если это, якобы, происходит через людей, которых, по мнению Свидетелей, «сатана» использует в своих целях. Поэтому они будут сопротивляться давлению и будут в этом очень упорными, считая, что они борются с самим «сатаной» или его нападками. Так их обучили в организации.
Мне кажется, что гораздо эффективнее другой способ – задавать вопросы, которые поставят под сомнение правильность библейских толкований со стороны руководителей организации, адекватность тех или иных поступков верующих Свидетелей и покажут, что ряд вещей в этом мире явно выпадают из их понимания картины мира. Но делать это все стоит именно не столько в утвердительной форме, сколько в форме вопросов, которые хорошо продуманы и подготовлены.
Почему именно вопросы? Потому что, когда человек убежден, что он знает некую «истину», что библия – практически всё может объяснить в его картине мира, когда человек считает, что бог не может ошибаться или его решения (а также решения руководителей организации, которая дает понимание библии «от бога») не могут приносить вред, а должны быть только во благо – такой человек думает, что почти на все вопросы он знает ответы. К тому же Свидетели считают, что у них всё в библии «согласовано», что они её прекрасно знают (якобы лучше других верующих и неверующих) и считают, что должны всех «учить истине».
А потому вопросы, которые вы им зададите, они будут или воспринимать, как некий интерес к их «истине», или же как некий «вызов», когда им нужно защитить «истину» и тем более убедить себя, что они действительно «в истине», что они могут ответить на любой вопрос (или почти на любой), касающийся библии, её толкований, её «применения» в жизни. У Свидетелей Иеговы учение настолько рационализировано, что простая уверенность «мы просто в это верим, хотя не можем логически объяснить» - обычно отсутствует. Свидетели научены, что объяснить можно почти всё, особенно в области «согласованности» библии и её логичного толкования, а соответственно в области толкований учений, в которые они верят, как в «библейские».
Но для того, чтобы задавать такие вопросы и вести такие обсуждения хотя бы время от времени, нужно самому быть подготовленным. Для этого хорошо бы 1. Знать во что верят Свидетели Иеговы и как они объясняют то или иное учение. 2. Подобрать хорошие источники информации и критического анализа библии или учений-деятельности организации Свидетелей Иеговы.
Без наличия и изучения источников из 2 пункта вы рискуете сесть в лужу довольно быстро. Хотя, в ряде случаев может быть достаточно даже внимательного чтения библии с аналитическими способностями. Но, поскольку в обществе, аналитиков в целом – не так много, то будем рассматривать и вариант с готовыми источниками, где можно, что называется, «подковаться».
Надо сразу оговориться – следует учитывать, что источников с качественной библейской аналитикой или критикой, во всяком случае на русском языке, не так много. На других языках – больше, но и там нужно разбираться. Критическая литература бывает очень разного качества, даже в «научной» среде. Если вы выберете критику низкого качества, то опять же, скорее всего быстро сядете в лужу или столкнетесь с массой опровержений или противоречий.
Атеистическо-пропагандистская библейская «критика», особенно времен СССР – тоже вряд ли подойдет. Она очень своеобразна, предназначена для религиозно-необразованных людей, да и написана часто с помощью сомнительных аргументов. Тогда от той литературы для широкого круга и не требовалось какое-то глубокое понимание библейских нюансов, а авторы были часто сами неверующими и даже не понимали, как могут мыслить верующие люди, не говоря уже о глубоком изучении библии или околобиблейской истории. Может быть такие книги времен СССР и есть, но я пока таких не встречал.
А вот переводные книги зарубежных ученых и исследователей с опытом изучения библейских текстов в десятки лет – уже имеются на русском языке. Да и некоторые исследования непереводные, а написанные изначально на русском – тоже имеются.
И если почитать эти источники (хотя бы в количестве нескольких книг, сайтов, нескольких или нескольких десятков статей) – можно очень неплохо подковаться для бесед со Свидетелем.
При этом я убежден, что не стоит использовать толкования библии других религий как некую «истину» и спорить о том, какое толкование более правильное со Свидетелем. Скорее всего дискуссия превратится в спор, где Свидетель будет всячески стараться доказать, что понимание библии его руководителями-идеологами (а значит и его тоже) – наиболее верное. Проблема обычно состоит в том, что в библейских текстах очень много противоречивых и двусмысленных слов или фраз, которые одни религии толкуют так, другие – иначе, пытаясь отвергнуть любое «противоречие» и чтобы как-то «согласовать» те или иные противоречивые смыслы. Потому эти религии всегда спорили и будут спорить. Да и гораздо проще вести беседу, если ты понимаешь, что именно твой собеседник считает «догматом» или «правильным пониманием», а что он таковым никогда не считал и не будет считать.
Если говорить об источниках, которые я считаю достойными и вполне качественными – я их обязательно скоро опубликую, как названиями, так и ссылками для скачивания или прочтения в инете. Возможно, что потом я еще расширю этот список, но даже его уже будет достаточно для хороших бесед со Свидетелем (да и не только Свидетелем Иеговы), касаемо библии.
Лучше всего выбирать моменты для вопросов или бесед, когда человек более расположен спокойно подумать или поговорить. Не стоит делать это агрессивно. Потому что тогда сыграют роль именно эмоции, которые не позволят подойти человеку критически. А можно вообще просто поднять вопрос и дать человеку время на подготовку к обсуждению или на обдумывание. Это – очень даже хорошо. Человек сможет попробовать подготовить аргументы (или их отсутствие), которыми его должны снабдить его руководители через справочную литературу. Сейчас искать в литературе с помощью компьютерной техники все стало намного проще, чем только в бумажном виде. Так что пусть покопается, пусть поищет, пусть попробует найти ответ на вопрос или опровержение какой-то информации.
Но тут стоит учитывать, что люди становятся Свидетелями Иеговы и продолжают оставаться ими совершенно по разным причинам. И отнюдь не всегда вопросы учения и их истинности для людей самые важные. Многие держатся за религии из-за социума, кто-то из-за того, что может себя там как-то проявить, кто-то из-за многолетней карьеры, хотя он уже, может, и не так верит во все учения, кто-то по другим причинам.
И вообще, если человека на данный момент всё устраивает, то вряд ли он захочет что-то менять в своей жизни. Правда проблема может быть в том, что пока он накопит критическую массу негативных наблюдений и вопросов по поводу «истинности» тех или иных учений и поступков – может пройти 10-20-30 лет, причём, возможно, лучших лет его жизни. И могут быть сделаны очень серьезные ошибки, которые касаются отношений, здоровья, имущества или ещё чего-то. Так что если вы видите, что человек явно фанатичен и склонен к крайностям в религиозном отношении и в жизни, то, наверное, пробовать помогать ему стоит и стоит пытаться это делать не один и не два раза, подбирая удобные моменты и используя умную тактику.
Также нужно учитывать, что вашей целью не может быть какая-то кратковременная «победа» в споре. Она сама по себе ничего не дает. Важно побудить человека самому начать анализировать свои верования, ту же библию, но не так как учат его в организации, используя внушение и псевдоизучение. Важно, чтобы человек научился (заново) всё ставить под сомнение и проверять «истинность» того, что ему пытаются преподнести в виде непреложной «истины». Иногда это все равно, что сдвинуть с места огромный камень. Но если это удастся сделать, дальше камень может покатиться по инерции все быстрее и быстрее.
К сожалению, фанатизм – слеп. Но когда человек поймёт, что может ошибаться или что его могут вводить в заблуждение намеренно, тогда он снова может начать мыслить критически и взять под контроль свои верования и жизнь.
Среди Свидетелей Иеговы тоже есть совершенно разные люди и по-разному смотрящие как на свою веру, как на учения организации (и при этом не афиширующие свои неофициальные взгляды), так и на то, почему они являются Свидетелями Иеговы. Отчасти я уже писал это в двух темах: 1.«Зачем люди становятся Свидетелями Иеговы? Слово о потребностях». 2. «Почему люди перестают быть Свидетелями Иеговы?»
Но, даже если кто-то поймёт, почему именно человек стал Свидетелем Иеговы, то это понимание может совершенно никак не помочь в преодолении крайних точек зрения у фанатичного Свидетеля.
Так как же можно было бы помочь таким людям? И вообще возможно ли это?
Следует в первую очередь учесть, что бороться против фанатизма или устойчивых взглядов разными запретами или давлением – бесполезно в большинстве случаев. К тому же стоит учесть своеобразное мышление многих верующих, в частности и Свидетелей Иеговы – они обучены, что на их веру нападает сам «сатана», даже если это, якобы, происходит через людей, которых, по мнению Свидетелей, «сатана» использует в своих целях. Поэтому они будут сопротивляться давлению и будут в этом очень упорными, считая, что они борются с самим «сатаной» или его нападками. Так их обучили в организации.
Мне кажется, что гораздо эффективнее другой способ – задавать вопросы, которые поставят под сомнение правильность библейских толкований со стороны руководителей организации, адекватность тех или иных поступков верующих Свидетелей и покажут, что ряд вещей в этом мире явно выпадают из их понимания картины мира. Но делать это все стоит именно не столько в утвердительной форме, сколько в форме вопросов, которые хорошо продуманы и подготовлены.
Почему именно вопросы? Потому что, когда человек убежден, что он знает некую «истину», что библия – практически всё может объяснить в его картине мира, когда человек считает, что бог не может ошибаться или его решения (а также решения руководителей организации, которая дает понимание библии «от бога») не могут приносить вред, а должны быть только во благо – такой человек думает, что почти на все вопросы он знает ответы. К тому же Свидетели считают, что у них всё в библии «согласовано», что они её прекрасно знают (якобы лучше других верующих и неверующих) и считают, что должны всех «учить истине».
А потому вопросы, которые вы им зададите, они будут или воспринимать, как некий интерес к их «истине», или же как некий «вызов», когда им нужно защитить «истину» и тем более убедить себя, что они действительно «в истине», что они могут ответить на любой вопрос (или почти на любой), касающийся библии, её толкований, её «применения» в жизни. У Свидетелей Иеговы учение настолько рационализировано, что простая уверенность «мы просто в это верим, хотя не можем логически объяснить» - обычно отсутствует. Свидетели научены, что объяснить можно почти всё, особенно в области «согласованности» библии и её логичного толкования, а соответственно в области толкований учений, в которые они верят, как в «библейские».
Но для того, чтобы задавать такие вопросы и вести такие обсуждения хотя бы время от времени, нужно самому быть подготовленным. Для этого хорошо бы 1. Знать во что верят Свидетели Иеговы и как они объясняют то или иное учение. 2. Подобрать хорошие источники информации и критического анализа библии или учений-деятельности организации Свидетелей Иеговы.
Без наличия и изучения источников из 2 пункта вы рискуете сесть в лужу довольно быстро. Хотя, в ряде случаев может быть достаточно даже внимательного чтения библии с аналитическими способностями. Но, поскольку в обществе, аналитиков в целом – не так много, то будем рассматривать и вариант с готовыми источниками, где можно, что называется, «подковаться».
Надо сразу оговориться – следует учитывать, что источников с качественной библейской аналитикой или критикой, во всяком случае на русском языке, не так много. На других языках – больше, но и там нужно разбираться. Критическая литература бывает очень разного качества, даже в «научной» среде. Если вы выберете критику низкого качества, то опять же, скорее всего быстро сядете в лужу или столкнетесь с массой опровержений или противоречий.
Атеистическо-пропагандистская библейская «критика», особенно времен СССР – тоже вряд ли подойдет. Она очень своеобразна, предназначена для религиозно-необразованных людей, да и написана часто с помощью сомнительных аргументов. Тогда от той литературы для широкого круга и не требовалось какое-то глубокое понимание библейских нюансов, а авторы были часто сами неверующими и даже не понимали, как могут мыслить верующие люди, не говоря уже о глубоком изучении библии или околобиблейской истории. Может быть такие книги времен СССР и есть, но я пока таких не встречал.
А вот переводные книги зарубежных ученых и исследователей с опытом изучения библейских текстов в десятки лет – уже имеются на русском языке. Да и некоторые исследования непереводные, а написанные изначально на русском – тоже имеются.
И если почитать эти источники (хотя бы в количестве нескольких книг, сайтов, нескольких или нескольких десятков статей) – можно очень неплохо подковаться для бесед со Свидетелем.
При этом я убежден, что не стоит использовать толкования библии других религий как некую «истину» и спорить о том, какое толкование более правильное со Свидетелем. Скорее всего дискуссия превратится в спор, где Свидетель будет всячески стараться доказать, что понимание библии его руководителями-идеологами (а значит и его тоже) – наиболее верное. Проблема обычно состоит в том, что в библейских текстах очень много противоречивых и двусмысленных слов или фраз, которые одни религии толкуют так, другие – иначе, пытаясь отвергнуть любое «противоречие» и чтобы как-то «согласовать» те или иные противоречивые смыслы. Потому эти религии всегда спорили и будут спорить. Да и гораздо проще вести беседу, если ты понимаешь, что именно твой собеседник считает «догматом» или «правильным пониманием», а что он таковым никогда не считал и не будет считать.
Если говорить об источниках, которые я считаю достойными и вполне качественными – я их обязательно скоро опубликую, как названиями, так и ссылками для скачивания или прочтения в инете. Возможно, что потом я еще расширю этот список, но даже его уже будет достаточно для хороших бесед со Свидетелем (да и не только Свидетелем Иеговы), касаемо библии.
Лучше всего выбирать моменты для вопросов или бесед, когда человек более расположен спокойно подумать или поговорить. Не стоит делать это агрессивно. Потому что тогда сыграют роль именно эмоции, которые не позволят подойти человеку критически. А можно вообще просто поднять вопрос и дать человеку время на подготовку к обсуждению или на обдумывание. Это – очень даже хорошо. Человек сможет попробовать подготовить аргументы (или их отсутствие), которыми его должны снабдить его руководители через справочную литературу. Сейчас искать в литературе с помощью компьютерной техники все стало намного проще, чем только в бумажном виде. Так что пусть покопается, пусть поищет, пусть попробует найти ответ на вопрос или опровержение какой-то информации.
Но тут стоит учитывать, что люди становятся Свидетелями Иеговы и продолжают оставаться ими совершенно по разным причинам. И отнюдь не всегда вопросы учения и их истинности для людей самые важные. Многие держатся за религии из-за социума, кто-то из-за того, что может себя там как-то проявить, кто-то из-за многолетней карьеры, хотя он уже, может, и не так верит во все учения, кто-то по другим причинам.
И вообще, если человека на данный момент всё устраивает, то вряд ли он захочет что-то менять в своей жизни. Правда проблема может быть в том, что пока он накопит критическую массу негативных наблюдений и вопросов по поводу «истинности» тех или иных учений и поступков – может пройти 10-20-30 лет, причём, возможно, лучших лет его жизни. И могут быть сделаны очень серьезные ошибки, которые касаются отношений, здоровья, имущества или ещё чего-то. Так что если вы видите, что человек явно фанатичен и склонен к крайностям в религиозном отношении и в жизни, то, наверное, пробовать помогать ему стоит и стоит пытаться это делать не один и не два раза, подбирая удобные моменты и используя умную тактику.
Также нужно учитывать, что вашей целью не может быть какая-то кратковременная «победа» в споре. Она сама по себе ничего не дает. Важно побудить человека самому начать анализировать свои верования, ту же библию, но не так как учат его в организации, используя внушение и псевдоизучение. Важно, чтобы человек научился (заново) всё ставить под сомнение и проверять «истинность» того, что ему пытаются преподнести в виде непреложной «истины». Иногда это все равно, что сдвинуть с места огромный камень. Но если это удастся сделать, дальше камень может покатиться по инерции все быстрее и быстрее.
К сожалению, фанатизм – слеп. Но когда человек поймёт, что может ошибаться или что его могут вводить в заблуждение намеренно, тогда он снова может начать мыслить критически и взять под контроль свои верования и жизнь.
Блог_Вениамина_Яковлева_JW, Божественные_секреты_Свидетелей_Иеговы,
tv_JW_org_RU, Блог_Свидетели_Иеговы_в_России_и_за_рубежом.
tv_JW_org_RU, Блог_Свидетели_Иеговы_в_России_и_за_рубежом.
Доброе время суток,скорее всего первый вопрос звучал бы так :Подлинно ли сказал Бог:не ешьте ни от какого дерева в раю? ))))))))
ОтветитьУдалитьНапример, о рае вопрос мог бы звучать так: что в сообщении Бытие 2 и 3 главы указывает, что описаны не реальные события, а вымышленные, что это сообщение - лишь притча и миф?
Удалитьhttp://www.youtube.com/watch?v=7ENNQVczrTw
ОтветитьУдалитьОчень похожи на ролики Свидетелей о том как они узнали "истину"
Спасибо за статью, буду ждать список источников.
ОтветитьУдалитьПростите за небольшое замечание. "...дальше камень может покатиться по инерции все быстрее и быстрее. ",- хотя здесь и образное сравнение, все же лучше убрать " по инерции", так как с точки зрения физики, допущена ошибка.
Имеется ввиду противопоставление приложенной силы, чтобы камень сдвинуть и его последующего движения. Силу тяжести я не описываю, а как будет вести себя скорость камня и инерция, если будет как в Даниила 2:34?
УдалитьНе буду с Вами спорить о физических законах, блог не об этом. Увидела неточность-указала, извините. Мне очень нравится, как Вы пишете, я всегда с интересом читаю и нахожу для себя много полезного.
ОтветитьУдалитьМы не спорим. Чтобы сдвинуть что-то с места, обычно, нужно больше усилий, чем на поддержание движения. А если что-то падает, как камень с горы, то и усилий на падение и ускорение уже не нужно. Наверное, когда я писал, видел так. Ну а если на ровном месте - Вы правы, ускоряться не сможет без дополнительной силы.
Удалить