Существует такой принцип, который на латинском языке звучал изначально как "Sola Scriptura" ("только Писание"). Это был одним из важнейших тезисов Реформации 16-го века.
Справка уточняет по поводу "Sola Scriptura":
"Тезис характеризует отношение протестантов к Библии как единственному источнику вероучения, соответствием которому определяется истинность церковного Предания и современных христианских сочинений.
Эти утверждения основаны на точке зрения, что Библия — богодухновенная книга (написанная авторами-людьми по вдохновению от Бога), авторитетное Слово Бога.
В лютеранстве в качестве вероучительного документа принята Книга Согласия, которая содержит Формулу Согласия, начинающуюся со слов:
"Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как сказано в Пс.(118:105): “Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей”. И как говорит Св.Павел: “Но если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1:8). Другие же писания древних или современных учителей, кем бы они ни были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им и не могут приниматься иначе или более чем свидетельства [показывающие], как и где это [истинное] пророческое и апостольское учение сохранялось после апостольских времен".
Лютеранский автор Роберт Пройз их ЛЦСМ называет Sola Scriptura своеобразным паролем "для всякого истинного лютеранина, будь он пастором или прихожанином".
Другая справка говорит проще:
"Sola Scriptura - (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание".
Теперь слегка вспомним про Мартина Лютера. Кто он такой?
"Мартин Лютер (1483-1546) - христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма".
Вот некоторые из богословских взглядов Мартина Лютера:
"Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и только Писание)
Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком
Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию.
Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий.
Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение".
Итак, Мартин Лютер встал во главе религиозной революции, выступавшей в Европе против, главным образом, Католической церкви, исповедовавшей "только Писание", "возврат к апостольскому христианству".
Тем не менее протестантский принцип "sola Scriptura" (только Писание), который лег в основу "исследований" и веры Свидетелей Иеговы, фактически не упоминается в публикациях оных. За последние 15 лет этот принцип упоминается только в одной статье журнала "Пробудитесь" за 2002 год (это статья "Островок веротерпимости в океане фанатизма" в журнале за 22 июня).
Более того, Свидетели Иеговы всячески пытаются дистанцироваться от протестантизма, по факту являясь "плотью от плоти" данного, второго по численности на земле (после Католической церкви) - направления в христианстве. Пятидесятники, англикане, адвентисты, лютеране, баптисты, методисты и другие - все они относятся к протестантам, имея в своих рядах иногда десятки миллионов человек.
Теперь заглянем в одну из книг "Понимание Писания" Чарльза Рассела и посмотрим, какой ряд "преемственности" был там выстроен в его времена (в начале 20-го века, если не в конце 19-го). Смотрим иллюстрации из книг "Завершенная тайна", а также из книги "Откровение" 1918 года, где было продублировано толкование 7-ми "церквей" из книги Откровение и сопоставлены разным религиозным деятелям прошлого.
Из книги "Завершенная тайна"
Справка уточняет по поводу "Sola Scriptura":
"Тезис характеризует отношение протестантов к Библии как единственному источнику вероучения, соответствием которому определяется истинность церковного Предания и современных христианских сочинений.
Эти утверждения основаны на точке зрения, что Библия — богодухновенная книга (написанная авторами-людьми по вдохновению от Бога), авторитетное Слово Бога.
В лютеранстве в качестве вероучительного документа принята Книга Согласия, которая содержит Формулу Согласия, начинающуюся со слов:
"Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как сказано в Пс.(118:105): “Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей”. И как говорит Св.Павел: “Но если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1:8). Другие же писания древних или современных учителей, кем бы они ни были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им и не могут приниматься иначе или более чем свидетельства [показывающие], как и где это [истинное] пророческое и апостольское учение сохранялось после апостольских времен".
Лютеранский автор Роберт Пройз их ЛЦСМ называет Sola Scriptura своеобразным паролем "для всякого истинного лютеранина, будь он пастором или прихожанином".
Другая справка говорит проще:
"Sola Scriptura - (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание".
Теперь слегка вспомним про Мартина Лютера. Кто он такой?
"Мартин Лютер (1483-1546) - христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма".
Вот некоторые из богословских взглядов Мартина Лютера:
"Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и только Писание)
Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком
Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию.
Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий.
Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение".
Итак, Мартин Лютер встал во главе религиозной революции, выступавшей в Европе против, главным образом, Католической церкви, исповедовавшей "только Писание", "возврат к апостольскому христианству".
Тем не менее протестантский принцип "sola Scriptura" (только Писание), который лег в основу "исследований" и веры Свидетелей Иеговы, фактически не упоминается в публикациях оных. За последние 15 лет этот принцип упоминается только в одной статье журнала "Пробудитесь" за 2002 год (это статья "Островок веротерпимости в океане фанатизма" в журнале за 22 июня).
Более того, Свидетели Иеговы всячески пытаются дистанцироваться от протестантизма, по факту являясь "плотью от плоти" данного, второго по численности на земле (после Католической церкви) - направления в христианстве. Пятидесятники, англикане, адвентисты, лютеране, баптисты, методисты и другие - все они относятся к протестантам, имея в своих рядах иногда десятки миллионов человек.
Теперь заглянем в одну из книг "Понимание Писания" Чарльза Рассела и посмотрим, какой ряд "преемственности" был там выстроен в его времена (в начале 20-го века, если не в конце 19-го). Смотрим иллюстрации из книг "Завершенная тайна", а также из книги "Откровение" 1918 года, где было продублировано толкование 7-ми "церквей" из книги Откровение и сопоставлены разным религиозным деятелям прошлого.
Из книги "Завершенная тайна"
Из книги "Откровение" 1918 года.
Как мы видим, в противоположность преемственности Католической церкви, которая считается, что была основана ап. Петром, Свидетели Иеговы пытались выстроить свою "преемственность".
Апостол Павел - апостол Иоанн - Арий - Вальдо - Уиклиф - Лютер - Чарльз Рассел
Вот так - не больше, ни меньше. Это отлично видно на схеме из этой же книги, как они тогда толковали исторические периоды "христианства" на основе библейской книги Откровение первых главах.
При этом, обратите внимание на "период Лютера и период Рассела". Судя по всему, различные протестантские течения должны были в "период Рассела" влиться в новое "истинное" движение.
Апостол Павел - апостол Иоанн - Арий - Вальдо - Уиклиф - Лютер - Чарльз Рассел
Вот так - не больше, ни меньше. Это отлично видно на схеме из этой же книги, как они тогда толковали исторические периоды "христианства" на основе библейской книги Откровение первых главах.
При этом, обратите внимание на "период Лютера и период Рассела". Судя по всему, различные протестантские течения должны были в "период Рассела" влиться в новое "истинное" движение.
Странно, что после этого руководители Иеговы пишут статьи: "Являются ли Свидетели Иеговы протестантами?" И отвечают на голубом глазу: "Нет".
Вот как они это пытаются объяснить (кликабельно).
Вот как они это пытаются объяснить (кликабельно).
Аналогичная статья была в Сторожевой башни от 1 ноября 2009 года, но из библиотеки на русском она изъята, видимо, из-за каких-то претензий властей в России. Так что скрин сделан с их официального сайта.
Но проблема в том, что "ряд догматов" одних протестантских церквей всегда противоречит "ряду догматов" других протестантских религий и организаций, что вовсе не мешает им оставаться протестантами и считать при этом, как и Свидетели Иеговы, себя - христианами.
Кроме того, большую часть своей деятельности Свидетели Иеговы как в прошлом, так и в настоящем посвящают критике Католичества, Православия в большей степени, чем других "протестантских" направлений и религий. В прошлом это было настолько очевидно, что разница в критике в тех же США была 20:1 в пользу Католической церкви по отношению к протестантизму.
При этом, если посмотреть, к каким религиям до Свидетелей принадлежали её президенты, то читаем: "Ч.Т. Рассел - бывший конгрегационалист. Дж. Рутерфорд - бывший баптист. Н. Норр - бывший реформатор-кальвинист. А Фредерик Френц - бывший пресвитерианин", то есть и Рассел, и Рутерфорд, и Норр, и Фредерик Френц до того, как войти в организацию как "Свидетели Иеговы" были сплошь протестантами. И почему их организация не должна быть "протестантской" в своей сути?
Так что как бы Свидетелям Иеговы не хотелось выделиться в некое отдельное "христианство", все равно они да-да - являются протестантами. В принципе, Свидетелей Иеговы можно выделить как некое направление, отколовшееся от начального протестантизма в "собственную" его ветку.
Но отрицать, что свидетели Иеговы никогда не были протестантами и ими не являются - это просто попытка выдать желаемое за действительное.
Но проблема в том, что "ряд догматов" одних протестантских церквей всегда противоречит "ряду догматов" других протестантских религий и организаций, что вовсе не мешает им оставаться протестантами и считать при этом, как и Свидетели Иеговы, себя - христианами.
Кроме того, большую часть своей деятельности Свидетели Иеговы как в прошлом, так и в настоящем посвящают критике Католичества, Православия в большей степени, чем других "протестантских" направлений и религий. В прошлом это было настолько очевидно, что разница в критике в тех же США была 20:1 в пользу Католической церкви по отношению к протестантизму.
При этом, если посмотреть, к каким религиям до Свидетелей принадлежали её президенты, то читаем: "Ч.Т. Рассел - бывший конгрегационалист. Дж. Рутерфорд - бывший баптист. Н. Норр - бывший реформатор-кальвинист. А Фредерик Френц - бывший пресвитерианин", то есть и Рассел, и Рутерфорд, и Норр, и Фредерик Френц до того, как войти в организацию как "Свидетели Иеговы" были сплошь протестантами. И почему их организация не должна быть "протестантской" в своей сути?
Так что как бы Свидетелям Иеговы не хотелось выделиться в некое отдельное "христианство", все равно они да-да - являются протестантами. В принципе, Свидетелей Иеговы можно выделить как некое направление, отколовшееся от начального протестантизма в "собственную" его ветку.
Но отрицать, что свидетели Иеговы никогда не были протестантами и ими не являются - это просто попытка выдать желаемое за действительное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий